И все, что было сказано...
И все, о чем молчал...
Забудется...







    другие проекты:
http://aforism.ru
http://china.aforism.ru
http://matako.ru
http://sohey.ru
http://turclub.548.ru


 
Чет - Нечет. С.М.Эйзенштейн.
Продолжение статьи
<<начало статьи
 
Какая же сложная и изысканная вязь плетения отдельных элементов композиции по принципу чета и нечета вообще возможна, - мы для разнообразия раскроем на примере блестящего образца японского искусства периода расцвета в ХV11 в. : на гравированном триптихе Утамаро.

Этот триптих, которой по отдельным листаем в куче хлама случайно за гроши попался мне у какого-то малокультурного букиниста в проезде Художественного театра, принадлежит, если верить Эдому Гонкору, - к лучшему и редчайшему из того, что сделал Утамаро.

Цитирую по его книге " L Art Jponais au XV111-e Siecle. Outamaro-le Peintre dec Maisons vertes" (1891, с. 25-27): "Но, пожалуй, среди этих триптихов (Утамаро) самый изысканный, самый редкий- это тот, что изображает "ныряльщиц", искательниц аваби- съедобных раковин (подобие устриц).

Этот тройной эстамп с наибольшей наглядностью нам показывает обнаженное тело женщины таким, как его понимает художник Японии. Этот женский "акт", выполненный с абсолютным знанием анатомии, но "акт" упрощенный, приведенный к одним массам, представленный без деталей: женской фигуры своею вытянутостью слегка "манекенезированы" (un peu manneduinees) и вызваны к жизни почти каллиграфическое линий…"

Следует типичное гонкуровское элегантное описание трех листов. Затем заключение:

"Эти большие, эти удивительные женские фигуры с белым телом и жесткой черной растрепанной шевелюрой, с кусками красного вокруг бедер, в этих зеленоватых пейзажах - несомненно, образы очень крупного стиля и особого обаяния, которое захватывает, поражает, удивляет…"

Вот как он выглядит:

Этот с виду простой и, казалось бы, незамысловатый триптих Утамаро производит необыкновенное гармоническое впечатление….

И если хотя бы слегка вглядеться в необычайную сложность числового плетения внутри композиции этих трех листов, то неудивительно, что они звучат такого необычайной внутренней музыкой.

Числовым сопоставлением чета и нечета в нашем разборе будут сопутствовать и другие элементы из парных семейств под знаком Инь и Ян (верх-низ, одинаковое и различное и т. д.). Единственный элемент, который будет отсутствовать вовсе (за одним малым исключением), будет элемент геометрического членения композиции, столь решающий в разгадке композиционных эффектов западноевропейской живописи и совершенно беспомощный при анализе тайны обаяния эстампов и живописи Китая и Японии.

Действительно, более чем скромный, неизысканный геометрический "костяк" построения этих листов (см. схему) ничего не может дать по линии раскрытия сложной системы внутренних "перезвонов" молитв, что дает разбор согласно принципам Инь и Ян.
Лучшим способом раскрыть эту систему будет простое перечисление наибольшего количества случаев, где встречается интересующий нас принцип.

Этого и будем придерживаться.

При этом следует иметь в веду, что основное - не столько в повторяемости четных и нечетных и не в простом обилии, в котором они присутствует в построении. И даже не в самом чередование, а в том, чередование есть способ сплетения двух "миров"- четного и нечетного.

И вязь эта устанавливается тем, что нечетное проникает в четное, а четное - в нечетное.

Этим путем достигается своеобразная, крепко цементирующаяся "кирпичная кладка" между отдельными мотивами в отличие от неустойчивого "столбика", образующегося в тех случаях, когда мы имеем дело с размещением по типу четного против четного и нечетного против нечетного.
Неустойчивое Слитое воедино
(Вспомни "imbriguement"* Марселя Гранэ!)

Но здесь еще особенно важно учесть то. Что это касается не только простейшего случая, причем та и другая группа принадлежат к одному измерению (т. е. И те и другие - фигуры; или те и другие - пространственные членения; или те и другие- чередующиеся строчки рифм).

Это только простейший случай. Более сложные случаи имеют место тогда, когда в одном звене осуществляется принадлежность к обоим рядам: в этом случае данное звено, конечно, принадлежит к разным рядам по разным признакам и измерениям, которые присутствуют одновременно.

Таковы, например, такие случаи.

Фигура по положению своему займет четное место (скажем, второе - в группе из трех фигур), но по тону нечетное (занимая по порядку второе место, эта фигура может одновременно оказаться первой или третьей по интенсивности окраски: скажем, самой темной- т.е. первой в последовательности фигур по темноте раскраски- или самой светлой- т. е. третьей).

Таким образом: последовательность интенсивности окраски по формуле

средняя - самая темная - самая светлая отвечает "кирпичной кладке" и принципу чет - нечет, а последовательность

светлая - средняя - темная отвечала бы "столбику" (средняя по месту оказывается средней по густоте тона: вторая по месту - она же вторая по степени окрашенности).

Другой пример. В очень частых случаях из шести элементов (общая сумма ряда: 1-2-3, т.е. два нечетных и один четный) связь достигается по следующей формуле:
Нечетные первого ряда связываются с четным второго ряда тем, что они, принадлежат к разным порядковым группам и к разным порядковым линиям (четной и нечетной: 1 и 11), - одинаковы по цвету (белые).

Совершенно так же сплетены между собою и нечетные второго ряда с четными - первого (черные).

А обратные формулы ряда первого и второго (2 белых, 1 черный и 1 белый,2 черных)- вяжут друг с другом обе линии.

Всеми этими средствами достигается то, что построение начинает объединять в себе оба "мира"- четные и нечетные и как бы сливает в единство противоположную природу обоих начал.

Так, например, если отдельный лист содержит изображение из трех листов; а если целое будет складываться из двух листов, то есть полное основание ожидать, что на каждом листе окажется по три фигуры.

Но с этого как раз начинается разбор триптиха Утамаро, где на каждом листе именно по две фигуры.

Рассмотрим теперь эти три листа по остальным признакам.
 
А. По массам
В двух листах доминирует берег- твердь (11,111), что подчеркнута неподвижной деталью антуража - корзинами;

В одном листе доминирует вода - жидкое (1), что подчеркнута подвижной деталью антуража - рыбками.

В это же время: на двух листах (четное число листов) фигуры на берегу сомкнуты в один массив (1,11) (а листы по месту принадлежат к разным группам - четной и нечетной) и на одном листе разомкнуты (111) (т. е. два массива на нечетном по месту листе).

В этой игре массами группы листов отчетливо противостоят друг другу:

Масса пейзажа 1 (жидкое) - 11, 111 (твердое),

Масса фигур 1, 11 (сомкнутое) - 111 (разомкнутое).

Верхний и нижний ряд в каждом столбце противостоят друг другу и числом (чет - нечет), и качеством (жидкое и разомкнутому).

Кроме того, и сам порядок "обратной":

1 -11, 111 и 1, 11-111.

И эти три случая дают нам все три возможные варьяции.

Сомкнутые фигуры - твердь (11: четные лист)

Сомкнутые фигуры - жидкое (1: нечетные лист)

Разомкнутые фигуры - твердь (111: нечетные лист)

Или выражение схемой:

С-Т-Ч

С-Ж-Н

Р-Т-Н
 
Б. Разбор по фигурам

Шесть фигур распадаются на три листа по две.

При этом в каждом случае - одна фигура сидит, а другая - стоит, но в этих трех сочетаниях дано такое богатство варьяций, что это даже не приходит в голову; по самой же разработке фигур:

Из них три без верхних одежд,

Две в верхней,

Одна - вовсе раздетая и к тому же - ребенок.

Три обнаженные ведут себя по - разному:

Две стоят,

Одна сидит.

Две в кимоно - обе ведут себя одинакова,

Обе сидят.

Один ребенок,

Который снова стоит.

 
В. Лица
Три обнаженные фигуры.

У стоящих, т. е. одинаково расположение обнаженных фигур - на различных, но одинакова нечетных листах (телом повернуты в одну сторону) - лица повернуты в разные стороны (1, 11).

У стоящей и сидящей - т. е. по-разному расположенных обнаженных фигур - на одном листе - лица в одну сторону (1).

Две одетые фигуры.

У одетых фигур на двух различных листах (четном и нечетном-11 и 111) лица повернуты в одинаковую сторону.

Но направлены соответственно: на нечетном вверх (111), а на четном (11) вниз. У той, что опустила лицо вниз, поднята выше головы правая рука и ладонь опушена вниз (расчесывает волосы гребнем).

У той, что подняла лицо вверх, поднята ниже головы левая рука и ладонь направлена вверх (подает устрицу).
 
Г. Руки
Вытянутых рук - пять.

На четном листе (111) нечетное количество вытянутых рук - три.

Из них одна (нечетная) у сидящей, две (четных) у стоящей.

На четном листе (1) четное количество вытянутых рук - две.

Согнутых руки - две.

Согнуты они в противоположных направлениях. Одна - левая. Другая - правая. И зеркально одинаковый мотив их размещен на различных (по счислению) листая: на четном и нечетном (11, 111).
 
Д. Атрибуты

Из трех листов на двух - корзины: одинаковые на различных - четном (11) и нечетном (111) - листах.

Двум корзинам на двух листах противостоит на одном листе одна группа рыбок.

Внутренняя разработка группы рыбок - как бы формула и ключ ко всей разработке в целом.

Сама группа похожа на некий "микрокосм", в котором отражается структурный закон всего "макрокосма" (всех трех листов в целом).

Одна группа из пяти рыбок ногою обнаженной женской фигуры разделяется надвое: на три и две.

Три расчленяется на две и одну - путем разного пространственного размещения трех одинаковых и одинаково направленных рыбок: средняя отстает от крайних.

Две расчленяются в противоположности не путем пространственного размещения, а посредством поворота фигур рыбок.

Наконец, те же закономерности переходят в цвет и в линию.

 
Е. Цвет

Цвет среды и обстановки: два элемента.

Три зеленых поля полуострова (на трех листах),

Две коричневые корзины (на двух).

Цвет фигур: три элемента-

Три красных передничка (на трех),

Два фиолетовых кимоно (на двух),

Одно розовое тельце ребенка (на одной).

Лист с нечетным количеством цветовых элементов фигур (красный передник, фиолетовое кимоно, розовый ребенок) - оказывается нечетным (111).

Лист с четным количеством элементов (при этом разных; красный передник и фиолетовое кимоно) - оказывается нечетным (111).

 
Ж. Линия
Здесь остается только отметить, что геометрическая структура волнообразной линии, которая служит бесконечно повторяющимся элементом изображения воды вокруг полуострова, - точно следует той же формуле чет - нечет. Этот исходный момент выглядит так:
Т. е. имеет два подъема А и А1 и одно опускание В!.

Встречается ли подобный метод композиции только на Востоке, или можно его проследить и обнаружить еще и на других примерах, которые с Востоком непосредственно не связаны?

Оказывается, что да!

Постараемся показать это на другом примере, тоже из работ первоклассного мастера графики, но с совершенно другого конца земного шара.
 
<<начало статьи
продолжение >>
 
 



copyright (c) 2002-2007 Сергей Тимченко

      COPi: Сергей Тимченко Яндекс цитирования