И все, что было сказано...
И все, о чем молчал...
Забудется...







    другие проекты:
http://aforism.ru
http://china.aforism.ru
http://matako.ru
http://sohey.ru
http://turclub.548.ru


 
Чет - Нечет. С.М.Эйзенштейн.
Продолжение 4
<<начало статьи
 
Совершенно так же невозможен на сцене уход через дверь, если не было сделано хотя бы предварительное минимальное движение от нее.

Это обязательно для каждого действия на сцене - иначе действие не почитается зрительским восприятием, совершенно так же, как не возможно зрителю уловить во всей полноте всесокрушающее фортиссимо, если ему не предшествовал оборот "в противоположную сторону громкости" - в тишину.

Это такой же органический базисный закон совершения явлений, как и ряд других, которых мы касались выше.

И примечательно, что это закономерность тоже уловлена Востоком, который ее возвел в обязательный композиционный канон еще по одной отрасли художественной деятельности - в правила композиции мельчайшего микро элемента пейзажа - в композицию цветов и ветвей в подвесных и настольных вазах в искусстве сочетать растения и цветы.

При этом распространяется оно не только на срезанные цветы и ветви, но даже и на подрезку свободно растущих растений. Позволю себе по этому поводу прямо процитировать Мюнстерберга (Oskar Munsterberg. Japanishe Kunst - Geschichte. Bd. 11, с. 66-67):

"Простейшая композиция состоит из деления на три. На рисунке изображены не срезанные ветви, а целое растение Мы прежде всего видим, что удалены все ненужные листья и цветки, с тем чтобы простейшими средствами - тремя цветками на разной высоте - добиться желаемого трезвучья. Мы здесь имеем символ Солнца, Человека и Земли * . Как правило, высота среднего цветка равна половине высшего, а высота нижнего - половине среднего; на рисунке это соотношение выдержано не целиком, ибо в цветущем растении соблюсти подобное взаимоотношение труднее, чем в срезанных ножницами ветках и цветах…"

Каждая из высот имеет свое соответственное обозначение - средняя называется "Со" (So), верхняя - "Шиу" (Shiu), нижняя - "Жио" (Gio).
Такое же взаимное размещение имеет место и в композиции висячих растений (см. схему).
На этом же рисунке показаны и случаи более сложной композиции - из семи веток. Здесь вклинивающиеся ветки следуют тому же общему правилу. Вообще количество веток не должно быть меньше трех и не должно превышать семи.

Рис (…) показывает еще [четыре] образца разных растений и цветов, расположенных в вазах согласно все тому же канону. Рисунки взяты из книги Стюарта Дика ("Arts et Metier de I' Ancien Jpon" par Stewart Dick), который, к сожалению, их не комментирует и не указывает японского источника, откуда взяты иллюстрации.


Во всех случаях мы видим строжайшее соблюдение формулы:
Средний- высший- низший
Или
Низший- высший- средний
Но никогда
Низший- средний- высший

Другими словами, всегда сплетение и никогда - простую числовую последовательность размеров!

Интересно отметить, что совершенно так же в известных случаях компонует и Пушкин.

Цитирую по статье "Вертикальный монтаж" (III):

"Так же строит дело в некоторых случаях и Пушкина. Он дает три детали убиваемых в бою с печенегами ("Руслан и Людмила"): один поражен стрелой, другой булавою, а третий раздавлен конем.

Последовательность: стрела, булава, конь - соответствовала бы прямому нарастанию. Пушкин поступает иначе. Он располагает "массивность" удара не по простой восходящей линии, но с "отходом" в среднем звене:

Не: стрела - булава - конь,
А: булава -стрела - конь.

…Тот опрокинут булавою;
Тот легкой поражен стрелою;
Другой, придавленный щитом,
Растоптан бешеным конем…
("Руслан и Людмила")….
 
<<начало статьи
продолжение >>
 



copyright (c) 2002-2007 Сергей Тимченко

      COPi: Сергей Тимченко Яндекс цитирования