И все, что было сказано...
И все, о чем молчал...
Забудется...







    другие проекты:
http://aforism.ru
http://china.aforism.ru
http://matako.ru
http://sohey.ru
http://turclub.548.ru


 
Чет - Нечет. С.М.Эйзенштейн.
Продолжение 8
<<начало статьи
 

Ранние формы языка способны вселять в нас изумление своею кажущейся нелепостью. Леви - Брюль приводит типичное выражение раннего дикаря: "Пшеница есть олень", которое кажется абсолютно лишенным смысла.

Однако "психологически" оно мгновенно приобретает смысл, как только соображаешь, что это "означает" просто "пшеница есть пища", ибо на этой стадии развития обобщенное понятие пища еще не может отделиться от единичного представления того, чем эта пища является, т. е. в данном случае - от оленя.

В этих условиях новый вид пищи для своей характеристики как питательного средства вынужден определять новое таким странным путем, а сама формула сохранять в себе образ процесса перехода от стадии охотничьего промыслам к формам земледельческим. (…)

Так или иначе, то, что мы видим в системе представлений китайцев, точно воспроизводит положение с формулой "пшеница есть олень". Олень и пшеница совпадают по решающему признаку: они оба - пища прежде всего.

Совершенно так же в практике древнего китайца совпадают в одновременности все важнейшие факторы его деятельности.

Весна и осень суть моменты переход трудовой инициативы от одной трудовой группы к другой, при этом групп, разделенных по половому признаку; и эти же моменты совпадают с наиболее активной реализацией основных биологических функций - с групповым браком, узаконено допускавшимся в основном в эти периоды годового календарного оборота.

Так совпадают в едином моменте наиболее важная биологическая функция человека, решающее завершение определенных трудовых годовых циклов общества и смена времен года в природе.

В иедифференцированном сознание эти моменты неразрывны; и если здесь говорится, что "ткачиха" есть "зима" или "женщина" - "темное", то это даже не метафора, но на первых порах проста характеризует неразрывность этих комплексных представлений в результате того, что в решающие моменты образования самих представлений все три фактора соприсутствуют.

И если само обозначение "парности" использует определение их как мужских и женских, то это означает лишь то, что обозначаются они таким образом лишь по тому, что самое сильное чувственное впечатление из всего комплекса остается от фактора биологического и сексуального!

Такая предположительная картина вполне подтверждается фактами и обычаями.

В главе о крестьянских обычаях тот же Марсель Гранэ в другой своей книге ("La Civilisation Chinoisi". Р., 1929, с. 191-192) пишет:

Когда китайской философии настало время изобрести теорию любви, философы стали объяснять, что девушка весною вселяют в юношей влечение к себе, а юноши осенью становятся привлекательными для девушек; те и другие по очереди как бы начинают ощущать неполноценность своей натуры, и их влечет непреодолимое желание к тому, чтобы восполнить свою природу до полного совершенства.

Весна была временем года, связанным с обручением и браком, и в былое время инициатива в этом деле принадлежала девушке.


Осень была временем начала семейной жизни собственным хозяйством молодых, ибо очень скоро утвердился обычай, заставляющий жену жить у мужа…

Но интересна "база" этого учения о "попеременной привлекательности" юношей и девушек друг для друга:

Осенью хлебопашец становиться богатым благодаря собранному к зиме зерну. Весною же женщины располагали в обилии еще большими материальными ценностями - свежесотканными за зимний период материями.

Весною у ткачих было чем привлечь к себе хлебопашца, а потом, в свою очередь -и у хлебопашца оказывалось то, чем обеспечить согласие ткачих. Каждая группа по очереди имела, чем привлечь другую и осуществить свое желание…

(Как видим, вопросы "обмена" и материального благополучия тоже теснейшим образом сплетаются со всеми перечисленными обстоятельствами.)

С двух сторон Млечного Пути в небе стоят две звезды.

Одна из них называется Ткачихой, другая - Хлебопашцем.

Согласно народному поверю китайцев, "Золотой век" наступит тогда, когда Хлебопашец и Ткачиха встречается и соединятся. Так отражается в небесный свод картина только что описанных земных отношений в звездной легенде, которую мне рассказывали в Алма- Ате в часы перерывов между съемками мой ассистент - китаец Гао - Тау.

И так сплетаются между собой проблемы разделения труда, свадебный обычай, весна, осень и звездные констелляции-в едином комплексе объединяя производственные отношения и экономические предпосылки с отношениями матримониальными и ход смен времен года с расположением небесных светил.

…Осенью и весною, после совершения полевых работ или зимнего труда ткачих, юнаши и девушки соседних селений сходились под открытым небом. Скоро зиме предстояло замкнуть каждую семью в круг одних своих близких, или лето на долгие месяцы полевых работ разъединит мужчин и женщин. И осень и весна стремятся к тому, чтобы сплотить в единство сердца тех и других. В это время разъединенные группы и конкурирующие трудовые корпорации закладывают основы солидарности путем слияния в коллективных свадебных празднествах…

Дни заполняются играми и состязаниями групп, прежде чем перейти к объединению и слиянию.

Часто группы ткачих и хлебопашцев размещены по двум берегам реки, и между ними вьется этот земной прообраз Млечного Пути, разъединяя и снова сливая в ритмической игре тех, кто устремлен друг к другу.

А с высоты ночного неба на них вниз завистью глядят Хлебопашец и Ткачиха.

Столетиями ждут они и свое слияния в Золотом веке, прообразом чего служат весенние и осенние свадебные оргии и игрища детей земли…

***
<<начало статьи
окончание >>
 



copyright (c) 2002-2007 Сергей Тимченко

      COPi: Сергей Тимченко Яндекс цитирования