И все, что было сказано...
И все, о чем молчал...
Забудется...







    другие проекты:
http://aforism.ru
http://china.aforism.ru
http://matako.ru
http://sohey.ru
http://turclub.548.ru


 
Чет - Нечет. С.М.Эйзенштейн.
Окончание
<<начало статьи
 

Однако на вопрос Инь и Ян интересует прежде всего с точки зрения строя и композиции произведений… Ибо еще отчетливее эта черта проступает в длинных горизонтальны картинах - свитках, столь характерных для китайской живописи. Здесь они обычно - тема живого течения жизни, запечатленная на длинной ленте картины. Это или течение в пространстве, или течение во времени. В первом случае какое - либо гуляние "На реке во время праздника" (Чэнь Мэй и др., около 1720 г.), рисующее разнообразные сцены жизни вдоль берегов реки на всем ее протяжении (размеры свитка: 1163-36 см.). Во втором случае какая - либо "История одной карьеры" Ван Цэня (около 1669 г. , размер: 3080 -53 см.); и в этом случае перед нами фаза за фазой хронологически раскрывается биография того или иного государственного мужа, все увеличивающиеся его владения, походы, путешествия.

Образцы того и другого мы могли видеть на выставке китайской живописи зимою 1939-1940 гг. в Москве.

Здесь смена элементов Инь и Ян возникает ритмическим повторам и сплетением на разворачивающемся протяжения свитка. В одном случае это ритмическая смена частей пейзажа видимых и частей, закрытых облаками, - по существу, взаимное пронизывание "блоков" и "земной тверди", отвечающих обоим противоположным началом ("История одной карьеры"). В другом случае (например, на пейзажном свитке Сессю - японца конца ХV в., работающего в китайской традиции) такая же ритмическая смена отведена домикам, прерываемым деревьями и кустарником (средний план картины.) ; мглистым небесам и четким очертаниям гор (верх и глубина); резко очерченным скалам и мягким очертанием воды (ближний план и нижний край картины).Эти три плана картины: верх, середина, низ - кажутся тремя строчками из сложной оркестровой партитуры, где три разные сферы, контрапунктически связанные, ведут каждая свою тему борьбы и взаимного проникновения элементов сильных и слабых, мужских и женских, Инь и Ян. Интервалы смен их различны на разных строках и на разных местах этих строк. То они совпадают "по вертикали", и перед нами энергичное сочетание горы высится над четким абрисом домика, у подножия которого резко вырисован утес. То дымка туманной дали скользит над размытыми очертания кустарника, еле определяющегося над намеком реки у нижнего края свитка. То оба начала скрещиваются и не только по горизонтали, но и по вертикали сталкивают представителей обоих начал: утес с туманом, реку с очертанием горы, туман с домиком и водой и т. д. И т. д. (см. рисунок), содовая этим бесконечно разнообразную полифонию взаимной игры двух начал, пронизывающих Вселенную согласно философской концепции китайца.

Как видим, по горизонтали и по вертикали разнообразие сочетаний взаимной игры сильных и слабых начал чрезвычайно велико и разнохарактерно.

Здесь интересно отметить, до кокой степени это близко тому, что мы делаем в монтаже даже немого фильма!

Чаще всего кусок там двупланный: первый план и фон. Но как взаимная игра "перемены мест" между фоном и первым планом от куска к куску, так и ритмическое движение обоих сквозь последовательность кусков проходит совершенно так же. Мы не называем свет и тьму началами "мужским и женским", но так же строго следим за тем, чтобы в монтажной последовательности фон проводил бы свою поступательную световую партитуру, а первый план - свою. Чтобы, где надо, они сменяли друг друга и т. д. Совершенно так же играет друг с другом линейное начало в кадре: например, дуга и прямая, сменяя друг друга и переходя друг в друга и обратно. Так же играет и размер, четное количество фигур и нечетное. Почти что Ян и Инь. Чтобы не нагромождать примеров, снова и снова отошлю все к тому же отрывку из статьи "Э! (О чистоте киноязыка)", где это прослежено с предельной педантичностью!

***

NВ. Совершенно очевидно, что картины Китая, из свитков ставшие четырехугольниками, подчинены таким же музыкальным закономерностями. Только в этих случаях их сложнее расчленять непосредственно графически.

(Менее капризная в кажущемся произволе своих сочетаний, а особенно приведенная к строгой повторности какой - либо группы - формулы, такая живая картина стало пейзажным орнаментом или куском обоев.)

но кажущееся нам отсутствие закономерности здесь действительно кажущееся.
И потому, что мы стараемся распознать ее согласно нашим западноевропейским стандартам.

А между тем все дело в том, что здесь закономерность не ритмическая, во всяком случае, не в том смысле, как мы ее понимаем.

У нас ритмическое качество определяется количественной точностью - только подобный "счет" дает возможность учесть повторность-например, при исследовательском анализе.

У китайца же дело решается не количественностью отдельного элемента, а качественной принадлежностью того или иного числа к определенным рядам или семьям чисел! И прежде всего - по признаку чет - нечет. Ибо этим правят принципы Инь и Ян, разделившие между собою семейство четных и нечетных.

И если "раздвоение Единого" выше обозначало распадение первичного андрогина на мужское и женское, то здесь раздвоение единого рисуется как переход нечета в чет: смены мужского начала женским: сменой правления Ян правлением Инь.

<<начало статьи
 



copyright (c) 2002-2007 Сергей Тимченко

      COPi: Сергей Тимченко Яндекс цитирования